"Когда охотники и собиратели говорят у своего костра, что принудительный труд всегда является малопроизводительным, то они находятся в плену у ἰδεολογία и отрицают самые основы рабовладельческого хозяйства.
Но тогда возникает вопрос: какими методами, какими путями организовать труд в эпоху неолитической революции, в эпоху перехода от охоты и собирательства к рабовладельчеству? В ответ получаем, что принудительный труд мало производителен.ἰδιώτης так и говорят:"всегда, при всех условиях"
Мы же противопоставляем этому труд общественно-нормированный на основе хозяйственного плана ἀριστεύς, обязательного для всех рабов, т.-е. принудительного для каждого пленника обращённого в раба проигравшего войска,селения и πόλις. Без этого нельзя и думать о переходе к рабовладельческому строю.
Труд принудительный означает такой труд, когда каждый раб занимает определенное место, указанное ему его хозяином.
Если δοῦλος сохранят то, что называлось свободой передвижения, свободой покидать владение хозяина в любое время, в поисках лучшего куска хлеба, то в настоящих условиях, в условиях страшной расшатанности всей жизни, всего ремесленного,торгового и πόλεμος аппарата, это приведет к полной хозяйственной анархии, к полному разгрому и распылению прогрессивного рабовладельческого общества, к полной невозможности учесть завтрашний день нашего πόλις."
Λέον Τρότσκι